TEVRIYAT.RU » Статьи » Генезис невроза и невротические механизмы

 


Генезис невроза и невротические механизмы

Автор: tevriyat от 1.04.2012, 08:31, посмотрело: 10650

0

Генезис невроза и невротические механизмы

Формирование невротических механизмов, Перлз описывает с помощью детской сказки о голом короле. Все жители сказочной страны восхищались платьем короля, описывали и придумывали детали несуществующего наряда, подробно расхваливали его покрой, форму и цвет. Но один маленький мальчик, единственный в этом королевстве, кто доверял своим чувствам, воскликнул: «А король-то голый!» Все взрослые набросились на ребенка и стали убеждать его, что платье действительно существует. Мальчик очень испугался и, чтобы не расстраивать и не злить взрослых, подчинился их мнению, отказался верить собственным чувствам. Таким образом, когда человек не выражает себя и свои чувства, то ему это становится настолько нормальным и привычным, что когда уже исчезает внешний запрет на выражение чувств, ничего не меняется в поведении человека.

 

Подобную ситуацию испытывает каждый человек. У ребенка сердце открыто и чувства подлинны. Но общество и его стандарты, стереотипы и правила заставляют человека не доверять своим чувствам и собственному мнению. Когда человек отказывается от себя, от собственных чувств и эмоций, и подчиняется требованиям общества, у него нарушается контакт с внешним миром. Это происходит потому, что для того, чтобы вступать в контакт с внешним миром, необходимо четко осознавать границы между собой и миром,- если нет границ, то нет и контакта.

 

Основные гештальт-терапевтические представления описывает метафора капкана. Как свободное дикое животное попадает в охотничий капкан, так и человек попадает под социальные ограничения и запреты. Животное освобождаясь из капкана отгрызает себе лапу, а человек отвергает в себе те чувства и эмоции, которые не приемлются социумом. И человек, так же как животное, лишенное лапы, становится израненным и покалеченным, так и человек, потеряв собственную часть личности, становится ограниченным в своих проявлениях и не может жить полной жизнью, быть самим собой.

 

В гештальт-терапии выделяются следующие невротические механизмы: механизмы сопротивления, механизмы прерывания контакта, которые, по сути, являются психологическими защитами. Все они являются вполне здоровым способом приспособления к окружающей среде, и только становясь привычными, стереотипными, они превращаются в дисфункциональные, невротические реакции.

 

Механизм слияния (конфлюэнции) - это процесс, когда человек перестает разграничивать «я» и «не-я», он находится в слиянии с окружающим миром. Человеку трудно определить, где собственные чувства и желания, а где чувства и желания другого, где я, а где ты.

 

Существует непатологическое слияние, например когда грудной ребенок находится в симбиозе-слиянии с матерью, когда влюбленный человек — в слиянии со своим возлюбленным, а творец — с создаваемым им произведением и т. д. Если же этот механизм становится стилевым, устойчивым способом поведения, то человек постоянно находится в ситуации отсутствия границ между собой и окружающим миром. Узнать такого человека можно по часто используемому местоимению «мы». Слияние в «мы» — это бегство от себя, от ответственности, от необходимости принятия собственных решений. Основная психотерапевтическая работа связана с построением личных границ с окружающим миром с помощью процесса сепарации и индивидуации. В связи с этим пациент в гештальт-терапии обязан высказываться только от первого лица.

 

Механизм интроекции Перлз описывает как процесс пищеварения. Человеку необходимо получать из внешней среды пищу, которую он пережевывает, переваривает, усваивает то, что ему необходимо, и отторгает ненужное и избыточное. Усвоенная пища - часть организма. Если же кусок пищи проглочен без пережевывания и без желания есть, то нарушается весь процесс пищеварения.

 

Интроекция – это процесс психологической ассимиляции, это безоценочное принятие чужих чувств, установок, мыслей. Общественные нормы, моральные ценности, правила поведения, как и пища, являются частью внешнего мира, которую человек принимает в свой организм. И точно так же как не переваренная пища не может быть усвоена организмом, некритично воспринятые мысли и установки, «проглоченные целиком» (только потому, что это сказал авторитет, или это модно, или в это верит большинство), откладываются в клиенте тяжелым грузом. Такие установки будут жить внутри человека и управлять им, однако не будут ассимилированы и интегрированы в личность.

 

В определенных жизненных ситуациях интроекция, как и другие защитные механизмы, может быть адаптивной формой поведения. Например, маленькому ребенку необходимо усвоить, что нельзя разговаривать с незнакомыми взрослыми на улице, что нельзя трогать оголенные провода и т. п.

 

Так же как слияние, интроекция не позволяет осуществляться нормальному циклу контакта. Если при слиянии нет границы между организмом и средой, то при интроекции эта граница проходит внутри самого организма и им не осознается.

 

Часто с интроекцией связано и употребление глагола «должен» (например, «я всегда и во всем должен быть первым»). Возникает вопрос — кому должен, почему должен и т. п. Вообще, работа с интроекцией прежде всего направлена на осознание собственных желаний, отделение их от ожиданий, желаний и чувств других людей, принятие ответственности за собственный выбор и т. п. Интроецированными могут быть мысли, мнения, представления, образы значимых фигур.

 

Механизм проекции противоположен интроекции. Если при интроекции субъект переносит внутрь себя нечто принадлежащее внешнему миру и не может отделить это нечто от самого себя, то при проекции нечто внутреннее, принадлежащее субъекту переносится на внешний мир. Человек приписывает окружающим свои собственные мысли и чувства. Этот процесс можно сравнить с кинопроектором, который проецирует изображение на белый экран. Мы видим изображение, хотя, по сути, экран остается белым и на нем нет ничего такого, чего нет на пленке, находящейся внутри кинопроектора. То же самое происходит и в процессе психологической проекции. Человек не видит вокруг ничего такого, чего нет в его голове, в его представлениях об окружающем мире. Проецируя, человек нарушает границу между собой и полем окружающей среды таким образом, что вступает в контакт не с внешним миром, а с самим собой.

 

Человек проецирует те мысли и эмоции, которые по каким-либо причинам не может принять в себе самом: например, истероидная женщина, считающая неприемлемым наличие у себя сексуальных желаний, любые поступки окружающих рассматривает в аспекте сексуальных отношений, неуверенному в себе человеку кажется, что все замечают его ошибки, ленивый отец борется с ленью своего ребенка.

 

Ретрофлексия – это процесс, когда человек выходит на контакт с окружающей средой, но затем возвращает самому себе то, что было направлено вовне. Эмоции, реакции, действия, предназначенные другим людям, меняют направление и обращаются к субъекту. Например, человек бьет себя кулаком по колену, когда гневается, или гладит по волосам, когда ему хочется принятия и ласки. Ретрофлексия возникает тогда, когда по каким-либо причинам человек не может отреагировать накопившиеся у него эмоции вовне. Например, ребенок, которого обидели родители, не может проявить свой гнев, он вынужден подавить его. Однако энергия гнева не исчезает, а только меняет свою направленность, превращаясь в аутоагрессию, а затем и в чувство вины. Высшей формой ретрофлексии является самоубийство, когда человек убивает себя, вместо того чтобы отомстить людям, которые заставили его страдать. Считается, что многие психосоматические болезни становятся результатом ретрофлексии.

 

Психотерапия ретрофлексии связана с возвращением к истинной задержанной эмоции. Так, работая с чувством вины, клиенту помогают выразить это чувство, затем восстановить агрессивный компонент чувства, после чего возникает аутоагрессия, и лишь затем разворачивают направление агрессии, которая становится гетероагрессией. Человек гневается на кого-то из родителей, выражая свой гнев вовне. Это непростой и длительный процесс.

 

Дефлексия - это уход от реального контакта, когда сохраняются только внешние атрибуты взаимодействия при отсутствии внутреннего содержания. Этот механизм применяется для снятия эмоционального накала, который сопровождает любой реальный контакт. Обычной формой дефлексии становятся светские разговоры, чрезмерная болтливость, ритуалы, избегания прямого взгляда в глаза собеседнику и т. п. Психотерапия дефлексии направлена на стимулирование спонтанных проявлений клиента, выявления ухода от контакта. При этом необходимо отметить, что в поведении того или иного человека обычно можно наблюдать несколько механизмов прерывания контакта, но для каждого индивида один из них более привычен и является стилевой характеристикой поведения.


Теги: чувства

Категория: Статьи

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вопрос:
(3 + 3)*4 = ?
Ответ:*
Введите код: *
 
консультация и помощь психолога онлайн по скайпу .консультация хорошего психолога, официальный сайт .